Под давлением правительства, пытающегося не допустить массовых сокращений персонала, промышленники выстраиваются в очередь за новым антикризисным инструментом — 52,5 млрд руб., заложенными на обеспечение временной занятости и переобучения работников. Автоконцерны уже начали оформлять запросы на высвобождение более 10 тыс. человек, схему хотят использовать КамАЗ, ГАЗ, АвтоВАЗ и "Соллерс". Их опытом планируют воспользоваться и другие машиностроители. В целом средств может хватить на содержание почти 730 тыс. человек до конца года. Но эффективность инструмента вызывает вопросы: работники смогут получать за счет государства в среднем втрое меньше своей зарплаты — около 8 тыс. руб. в месяц.
Вчера состоялось заседание правительственной комиссии по экономическому развитию и интеграции под руководством первого вице-премьера Игоря Шувалова, на котором, в частности, обсуждались меры поддержки российского автопрома. Речь шла о программах утилизации, госзакупок, стимулирования лизинга, но "центральной темой было сопровождение возможно высвобождаемых работников", сообщили в аппарате первого вице-премьера: "Игорь Шувалов делал акцент на том, что нельзя допустить увольнений квалифицированных сотрудников, которые будут нужны на предприятиях после того, как восстановится спрос". Среди ключевых мер рассматривались переобучение и дообучение, привлечение на общественные работы, развитие самозанятости и переезд к новому месту трудоустройства.
Более подробно тема обсуждалась в прошлую пятницу на совещании у вице-премьера Ольги Голодец и министра труда Максима Топилина. В условиях невозможности массовых сокращений персонала автоконцерны (АвтоВАЗ, КамАЗ, "Соллерс" и группа ГАЗ) претендуют на часть из 52,5 млрд руб., заложенных в антикризисном плане правительства для обеспечения временной занятости работников, которые находятся под риском увольнения, их переобучения и стажировки (план также предусматривает до 30 млрд руб. на выплату пособий по безработице).
"Речь идет о том, чтобы сохранить не задействованных на производстве работников в штате, но занять их, например, переобучением или повышением квалификации". Сотрудники могут работать параллельно неполную рабочую неделю или вовсе не участвовать непосредственно в производстве, а зарплаты им будут выплачиваться из бюджетных средств на уровне прожиточного минимума.
Эти условия оговорены в постановлении правительства от 22 января. В Минтруде пояснили ", что субсидии будут доводиться до предприятий через регионы. Чтобы получить их, местные власти должны представить программы с мерами по снижению напряженности на рынке труда. Пока, уточнили в министерстве, подобных заявок не поступало — сначала регионы должны собрать информацию от предприятий.
Сокращения в автопроме начались в 2014 году на фоне падения рынка на 10%. АвтоВАЗ сократил порядка 13 тыс. человек, на заводе Ford Sollers во Всеволожске уволены 700 сотрудников, на петербургском General Motors — около 500. В этом году участники рынка ожидают его падения на 20-30%. АвтоВАЗ объявил о сокращении еще 1,1 тыс. человек. Уже около 200 человек уволены с завода Volvo Trucks в Калуге.
Вчера стало известно, что Nissan планирует сократить 357 сотрудников.
В КамАЗе подтвердили , что уже направили свою программу высвобождения сотрудников властям Татарстана. В документе указаны график потенциальных временных работ и возможности по обучению примерно для 10 тыс. человек. С 6 февраля КамАЗ уже сам ввел общественные работы по пятницам (с 24 ноября 2014 года на заводе четырехдневный рабочий график), за них сотрудники получают по 800 руб. в день. УАЗ (входит в "Соллерс") также представил предварительную заявку на 350 млн руб.
При департаменте занятости Ульяновской области уточнили, что "пока о конкретной сумме говорить рано, региональная программа еще не готова". В Ford Sollers (объединяет российские производства Ford и часть заводов "Соллерс") также "заинтересованы в дополнительных мерах поддержки персонала в текущих условиях". Обсуждает условия получения субсидий с областным и тольяттинским центрами занятости и министерствами и АвтоВАЗ. Количество высвобождаемых сотрудников на заводе не уточняют. Вице-президент группы ГАЗ Елена Матвеева пояснила, что "проводится оценка возможного снижения занятости на предприятиях и прорабатывается программа обучения сотрудников на период падения объемов производства для сохранения высокотехнологичных рабочих мест".
Вслед за автоконцернами подтягиваются и другие машиностроители: заместитель гендиректора корпорации НПК "Уралвагонзавод" Алексей Жарич сообщил, что компания также обратилась с инициативой в правительство Свердловской области выделить 600-650 млн руб. для обеспечения временных рабочих мест и переобучения до 5 тыс. сотрудников предприятия в Нижнем Тагиле.
В то же время в автопроме подчеркивают: механизм предоставления субсидий пока непонятен. В Минэкономики пояснили, что нормативные акты, касающиеся механизмов выплат, на данный момент "находятся в разработке".
Каждый регион устанавливает свой прожиточный минимум, например, в Самарской области — это 8557 руб., в Свердловской — 8934 руб., в Ульяновской — 7918 руб., в Нижегородской — 8077 руб. в Татарстане — 7440 руб. Таким образом, теоретически с марта по декабрь в рамках данного антикризисного инструмента правительство может избавить от увольнения около 729 тыс. человек. Но Владимир Беспалов из "ВТБ Капитала" отмечает, что средняя зарплата квалифицированного сотрудника автозавода примерно втрое больше — 20-30 тыс. руб., поэтому вряд ли с помощью субсидий удастся реально избежать социальной напряженности. Эта мера, полагает аналитик, может быть только временной — не более чем на три месяца. За этот срок автопрому и прочему машиностроению точно не удастся переломить кризисные тенденции.
Источник
Хочешь ещё интересной и полезной информации переходи по ссылке
Всегда свежие посты Автомобилисты
Краски мира
Дай лапку
Домашняя аптечка
Современное искуство
Дачный Участок